Обеспечение экономической безопасности при привлечении иностранных инвестиций
Согласно Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года сформирована следующая система стратегических приоритетов для Калужской области:
1. Пространственная организация и комплексное развитие территорий на основе нового “пакета ресурсов”.
2. Создание инновационной инфраструктуры, влияющей на весь диапазон задач социально-экономического развития области.
3. Поддержка развития кластеров, влияющих на основные показатели социально-культурного и экономического развития области.
А стратегической целью города Калуги должно являться развитие города как инновационного центра (сердца) Калужской области, обеспечивающего достойный уровень жизни, комфортную и безопасную среду проживания калужан.
Складывающая ситуация определила необходимость рассмотрения вопросов по обеспечению экономической безопасности деятельности при привлечении иностранных инвестиций. Для чего требуется систематизация подходов к определениям всех уровней экономической безопасности.
В связи с этим, экономическую безопасность деятельности по привлечению иностранных инвестиций, следует рассматривать как систему социально-экономических отношений на всех ее уровнях с позиций противодействия внешним и внутренним критическим угрозам.
Экономическая безопасность на любом из ее уровней, и в частности, на региональном уровне должна рассматриваться как система отношений общества и государства. Региональная инвестиционная безопасность определяется как такое состояние социально-экономических отношений региональной экономической системы, при котором она способна эффективно противостоять всем угрозам критического характера как внешним, так и внутренним.
При привлечении иностранного капитала, необходимо учитывать все уровни безопасности: международный, национальный и региональный. Это позволяет определить место региональной инвестиционной безопасности и выявить единство процессов обеспечения безопасности на всех уровнях.
На региональную инновационную безопасность при привлечении иностранных инвестиций влияют как внешние факторы, связанные с международной и национальной экономической безопасностью, так и внутренние, связанные с экономической безопасностью отдельных хозяйствующих субъектов и граждан.
Необходимость международной экономической безопасности, стабильности и предсказуемости экономического развития, а также раннего оповещения о нарушениях особенно актуальны для слаборазвитых стран. Но в этом заинтересованы абсолютно все страны, включая и наиболее развитые.
Рис. Формирование системы инвестиционной безопасности в Калужской области
Путь к осуществлению международной экономической безопасности лежит через отказ от навязывания моделей развития, от экономического и политического принуждения, через признание права любого народа на выбор собственного пути.
Правовые гарантии осуществления международной экономической безопасности заключаются в признании принципов равноправия государств вне зависимости от социального и политического строя. Кроме того, понимаются: свободы выбора пути, развития и форм организации экономической жизни; суверенитета государств.
Подразумеваются: взаимовыгодное сотрудничество и свободное развитие экономических, финансовых, научно-технических и иных мирных отношений между государствами; международного сотрудничества в целях экономического развития и социального процесса; специальных льгот в отношении менее развитых стран – членов мирового сообщества; мирного урегулирования экономических споров без применения силы или угрозы силы.
В. Лукашин отмечает, что международной экономической безопасности будет способствовать институализация ее международно-правовых норм, через заключение двусторонних и многосторонних договоров, создание и деятельность международных и, прежде всего, межгосударственных организаций в целях содействия развитию сотрудничества и экономической безопасности стран – членов этих организаций.
Одной из ведущих международных организаций обеспечивающей международную безопасность в т. ч. и экономическую является Организация Объединенных Наций. Хотя ООН не является, конечно, исключительно экономической организацией, но ей присуща формально универсальная компетенция и в области международных экономических отношений.
Уже в статье первой Устава ООН в качестве одной из целей создания Организации указывается: осуществление международного сотрудничества в решении международных проблем экономического характера.
В Уставе ООН две главы: «IX. Международное экономическое и социальное сотрудничество» и «X. Экономический и социальный совет» – преимущественно посвящены организации сотрудничества и решению экономических проблем.
Общей универсальной и руководящей компетенцией в рамках ООН наделена ее Генеральная Ассамблея, в деятельности которой экономические проблемы занимают важнейшее место.
В проводимых ежегодно в сентябре очередных сессиях Генассамблеи работа ведется параллельно в двух основных сессионных комитетах пленарного состава: в политическом и экономическом. Большое количество резолюций Генассамблеи было посвящено урегулированию международных экономических проблем.
Именно Генассамблея принимает принципиальные решения в этой области, подготавливаемые и в других органах системы ООН. Совет Безопасности ООН несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности.
При выполнении этой задачи Совет Безопасности:
Во-первых, правомочен вести борьбу с экономическими явлениями, подрывающими мир и безопасность, например, с противозаконной торговлей наркотиками, оружием, отмыванием «грязных» денег.
Во-вторых, Совет наделен правами, принимать, силовые действия экономического характера: вводить торговую блокаду, эмбарго и т.п. меры в качестве санкций, применяемых к государствам, в интересах пресечения угрозы миру и безопасности. При этом существенно, что в отличие от резолюций других органов ООН резолюции Совета Безопасности имеют императивную силу.
Универсальной компетенцией в экономической сфере обладает и один из главных органов ООН Экономический и Социальный Совет (далее ЭКОСОС). ЭКОСОС обладает многообразными функциями координации экономической и социальной деятельности специализированных учреждений ООН и ее
многочисленных органов, в частности, по проблемам экономического развития, мировой торговли, индустриализации, освоения природных ресурсов и т.д.
ЭКОСОС состоит из 54 государств, его состав периодически обновляется, решения принимаются простым большинством голосов. Ежегодно проводятся одна организационная и две очередных сессии, причем экономические вопросы обсуждаются в Первом сессионном комитете очередных сессий. В составе ЭКОСОС большое количество подотраслевых постоянных комитетов и комиссий.
Все возрастающее разнообразие областей экономического сотрудничества предопределило появление, кроме ЭКОСОС, многочисленных отраслевых международных учреждений, как в системе ООН, так и вне ее.
Такие международные отраслевые организации, действующие на универсальном уровне, становятся центрами, под эгидой которых формируются нормы международного экономического права, в частности в сфере международной торговли, в промышленно-кооперационных связях, валютно-финансовом сотрудничестве, в области транспорта, связи, охраны интеллектуальной собственности и т.д.
На основании всего вышеизложенного формулируется определение международной экономической безопасности. Международная экономическая безопасность – это такое состояние международной экономической системы, при котором она способна адекватно реагировать и эффективно противостоять всем угрозам критического характера, то есть каждому государству-члену мирового сообщества обеспечивается:
– свобода выбора пути экономического развития;
– защищенность от враждебного внешнего воздействия, закрепленная международным правом;
– устойчивость к глобальным внешним и внутренним экономическим потрясениям и кризисам.
В современной научной литературе огромное внимание уделяется понятию «национальная экономическая безопасность». Существует достаточно большое количество трактовок этого понятия.
Л. Абалкин считал, что национальная экономическая безопасность это – «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию».
В этом определении есть некое противоречие. Состояние стабильности может носить и отрицательный характер, примером тому является стабильность экономики СССР, которая была стабильна, но развивалась слишком медленно по сравнению с ведущими странами, что явилось одной из причин распада государства.
В этом определении необходимо уточнить, что национальная экономика должна быть стабильна в своем поступательном развитии, при этом резкие положительные прорывы, например в науке или технологиях, положительно влияющие на рост экономики, не представляют угрозы национальной экономической безопасности.
Выделяют следующие показатели, характеризующие способность экономики к устойчивому росту:
1. Динамика изменения валового внутреннего продукта (ВВП) на территории.
2. Инвестиционная безопасность. Способность экономики территории к росту и расширенному воспроизводству.
3. Производственная безопасность. Способность производственного потенциала адекватно реагировать на падение промышленного производства на территории.
4. Научно-техническая безопасность. Поддержание научно-технического потенциала территорий и сохранение ведущих отечественных научных школ.
5. Внешнеэкономическая безопасность. Зависимость экономики территорий от развития экспорта важнейших видов продукции и продовольствия.
6. Энергетическая безопасность. Способность удовлетворять потребность экономики в топливно-энергетических ресурсах.
7. Финансовая безопасность. Устойчивость финансовой системы территории.
Способность обеспечения приемлемого уровня существования на территории характеризуется следующими показателями:
1.Социальная безопасность.
2. Демографическая безопасность. Устойчивость к депопуляции на территории.
3.Исключение криминализации общества и сфер хозяйственной и финансовой деятельности на территории.
4. Продовольственная безопасность. Обеспечение душевого потребления сельскохозяйственной продукции на территории в соответствии с медицинскими нормами питания.
Таблица. Критерии оценки состояния экономической безопасности
- Риски инвестиционной деятельности
- Оценка эффективности вложений капитала в инвестиционный проект
- Современные региональные подходы к раскрытию потенциала малого бизнеса
- Кластер информационно коммуникационных технологий: разработка, внедрение и сопровождение программных продуктов
- Бизнес план инвестиционного проекта
- Логика принятия инвестиционных решений для обеспечения ин- новационной деятельности
- Проявление рисков в инновационной деятельности
- Разработка и реализация программ, проектов нововведений
- Среда деятельности по управлению инновационным проектом
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу