Лингвопатологические синдромы

Выделение и анализ лингвопатологических синдромов — это основа поста-новки логопатологического диагноза. Именно на основе выделения типовых синдромов и их сочетаний можно дифференцировать разные клинические формы недоразвития речи.

Лингвопатологическая симптоматика в процессе речевого дизонтогенеза постепенно приобретает многообразие, так как сама речевая продукция становится богаче, речевая деятельность — сложнее, и все проявления речевой или языковой недостаточности выступают наиболее заметно. Поэтому в полной клинической форме большинство синдромов проявляются на среднем этапе речевого онтогенеза.

В инициальном и раннем периодах онтогенеза синдромы еще редуцированы, и дифференциальный диагноз В связи с этим затруднен. Это согласуется с общим принципом роста степени дифференцированности психических функций в онтогенезе.

По мере созревания психических функций психопатологическая и линг-вопатологическая симптоматика становится тоже более дифференцированной, что позволяет определеннее идентифицировать природу и ведущие механизмы дизонтогенеза.

Ранние проявления дизонтогенеза речи описаны в литературе фрагментар-но.  Как правило, на этом этапе становления личности ребенка все нарушения речевого развития именуют «задержкой речевого развития». Иногда такая квалификация вполне обоснована: дети лишь запаздывают в темпе овладения языком и речевыми навыками, а потом быстро наверстывают упущенное и догоняют сверстников.

В других случаях такой диагноз неправомерен, точнее, он носит провизорный характер. У таких детей налицо патологические формы речевого поведения, дисгармония речевого раз-вития, но речевая продукция настолько элементарна, что установить тип не-доразвития речи крайне трудно.

Мы сочли необходимым обобщить собствен-ные наблюдения ранних проявлений недоразвития речи у детей. Описание этого материала приводится в этой, а не в шестой главе (где характеризуются отдельные клинические формы HP) по той же самой причине.

Материалы, представленные ниже, получены нами на группе из 45 детей с отклонениями в развитии речи в возрасте от 16 месяцев до 4,5 лет, обследованных нами преимущественно клиническими и неформализованными патопси-хологическими методами. Часть данных были получены ретроспективно от родителей. Пять детей наблюдались на протяжении 2-3 лет. В процессе на-блюдения использовались видеозаписи.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)