Классификация методов ценообразования
В теории ценообразования известно множество методов ценообразования, различающихся по составу и разнообразию исходной информации, по сложности вычислительных процедур, по сферам применения и т.п. В связи с этим, для обоснованного выбора целесообразного метода, адекватного конкретной рыночной ситуации и целям субъекта ценообразования (производителя и/или продавца) полезно все методы ценообразования классифицировать по ряду существенных признаков.
Одна из известных методик классификации предполагает дифференциацию методов в зависимости от того, на что ориентируется в большей степени производитель (продавец) при установлении цены на свой товар.
Предлагается выделять три классификационных признака:
- издержки производства и обращения у производителя (продавца);
- нормативы затрат, приходящиеся на технико-экономический или потребительский параметр товара;
- конъюнктура рынка.
В соответствии с первым признаком выделяют, так называемые расчетные методы ценообразования. Суть их состоит в том, что цена на товар устанавливается на таком уровне, чтобы полностью покрыть все издержки на его производство и реализацию.
При этом рыночные факторы не принимаются в расчет. К этой группе можно отнести следующие методы:
- метод полных издержек;
- метод прямых затрат;
- метод предельных издержек;
- метод на основе анализа безубыточности;
- метод учета рентабельности инвестиций;
- метод надбавки к цене.
Отдельную группу образуют так называемые параметрические методы ценообразования. Часто предприятия создают и производят такую продукцию, которая не заменяет ранее освоенную, а дополняет или расширяет уже существующий параметрический ряд изделий.
При этом, под параметрическим рядом понимается совокупность конструктивно и технологически однородных изделий, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями технико-экономических параметров в соответствии с выполняемыми производственными операциями.
Анализ производственных затрат показывает, что нормы расхода тех или иных ресурсов, например, материальных, как правило, изменяются при корректировке технико-экономических параметров. В связи с этим создается возможность распространить эту зависимость и на ценовые соотношения.
Кроме того, ценообразование на новую продукцию, которая имеет аналоги должно учитывать соотношение их потребительских свойств. В отдельных случаях в расчеты вводится какой-либо норматив затрат на единицу сравниваемых параметров.
Такие методы называются нормативно-параметрические. К данной группе методов ценообразования относятся:
- метод удельных показателей;
- метод регрессионного анализа;
- агрегатный метод;
- балльный метод;
- метод расчета цены с учетом потребительского эффекта;
- метод расчета цены на основе экспертной оценки потребительской ценности товара.
Конъюнктура рынка отображается при использовании методов рыночного ценообразования. Особенность этой группы методов состоит в том, что производственные затраты рассматриваются предприятием лишь как ограничительный фактор, ниже которого реализация данного товара экономически невыгодна. В основу же для расчета цены положено либо отношение потребителя к товару, либо оценка конкурентной ситуации на рынке.
Подгруппа методов с ориентацией на потребителя также включает в себя:
- методы на основе воспринимаемой ценности товара;
- методы с ориентацией на спрос.
К методам установления цены с ориентацией на конкурентную ситуацию относятся:
- метод следования за рыночными ценами;
- метод следования за ценами фирмы-лидера на рынке;
- метод определения цены на основе привычных, принятых в практике данного рынка цен;
- метод определения престижных цен;
- состязательный метод.
- Учет предпринимательских рисков в ценообразовании
- Особенности формирования цен на различных типах рынков
- Меры государственного воздействия на процессы ценообразования
- Особенности формирования импортно-экспортных цен
- Цена товара при различных условиях оплаты
- Методы дифференциации цен
- Рыночные методы ценообразования
- Нормативно-параметрические методы расчёта цены товара
- Расчётные методы ценообразования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу