Импрессивный дисграмматизм

Импрессивный дисграмматизм весьма слабо изучен в отечественной логопедии. Нарушения понимания речи описываются преимущественно в рамках речевых расстройств, обусловленных нарушениями слуха, при сенсорной алалии или при вторичном недоразвитии речи у умственно отсталых детей.

Описаний и анализа импрессивного дисграмматизма у детей в русскоязычной        литературе        почти не  встречается.   Чаще     упоминаются нарушения понимания речи. Однако это далеко не то же самое, что импрессивный дисграмматизм.

В последнем случае ребенок не способен к пониманию        языковых        значений,        передаваемых        преимущественно синтаксическими и морфологическими средствами.

Понятие «нарушение понимания речи» представляет собой более широкую и менее определенную категорию и обычно относится к более тяжелым состояниям. Ребенок в таких случаях без опоры на экстравербальный контекст не понимает даже значений слов, словосочетаний и простых фраз.

К импрессивному дисграмматизму правомерно относить те случаи, когда ребенок понимает отдельные слова, простейшие синтаксические конструкции (типа:     субъект-действие-объект),                                но    не    понимает     более    сложные    по синтаксической организации или морфологическому оформлению фразы. Например, дети могут затрудняться в таких заданиях, как:

  • Укажи картинки, где девочка наливает воду, а где выливает воду.
  • Покажи, на какой картинке мальчик чинит игрушечную машину, а где починил ее.
  • Где девочка причесывается, а где девочку причесывают? · Допускаются ошибки в заданиях:
  • Возьми кружок, который лежит позади коробки. · Возьми кружок, который лежит перед коробкой.

Особенно трудны для понимания логико-грамматические атрибутивные конструкции «Мамина дочка», «Мама дочки», где смысл и значение передаются исключительно морфологическими средствами.

Тоже самое относится к таким каузальным конструкциям, как «Собаку укусила оса» или «Осу укусила собака», где к различению флексий добавляется сложность в виде использования инвертированных синтаксических конструкций.

Однако, по нашим наблюдениям, понимание логико-грамматических  конструкций нарушается и у детей с интеллектуальной недостаточностью, а не только при первичном импрессивном дисграмматизме.

По нашему мнению, об импрессивном дисграмматизме правомерно гово-рить применительно к детям старше 2—3 лет. До этого возраста понимание фраз носит синкретический характер, без выделения грамматических значений.

Нарушения понимания речи (втом числе и импрессивный дисграмматизм) наиболее часто встречаются у детей с общим психическим недоразвитием. Однако импрессивный дисграмматизм может обнаруживаться и у детей с пер-вичным или смешанным тотальным недоразвитием речи.

При этом ребенок (3-4 лет и старше) понимает грамматически простые фразы, но не понимает конструкции, содержащие грамматические формы косвенных падежей: «Жен-щина вошла в магазин», «Женщина вышла из магазина». Дети не понимают стихотворных описаний простых сюжетных картинок.

Легкий импрессивный дисграмматизм проявляется в том, что ребенок (старше 6 лет) испытывает затруднения в понимании логико-грамматических конструкций, сложносочиненных предложений с союзами «хотя», «несмотря на», «прежде чем», сложноподчиненных конструкций.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)