Дети с задержкой психического развития в школьном возрасте и восприятие

Своеобразные особенности восприятия, наблюдавшиеся у старших до­школьников, характерны и для младших школьников с задержкой психического развития. При отсутствии первичных недостатков зрения, слуха и других видов чувствительности у них отмечаются замедленность и фрагментарность воспри­ятия, трудности выделения фигуры на фоне и деталей в сложных изображени­ях.

Вместе с тем не наблюдается каких-либо трудностей в узнавании детьми знакомых им объектов на реалистических изображениях, что дополнительно свидетельствует об отсутствии первичной недостаточности сенсорных функ­ций.

Неточность и замедленность восприятия в наибольшей мере проявляются в младшем школьном возрасте, когда обнаруживаются связанные с недостат­ками восприятия ошибки при списывании текста, воспроизведении фигур по зрительно представленным образцам и т. п. В наибольшей мере эти недостат­ки проявляются при усложнении и ухудшении условий восприятия, когда, например, изображения демонстрируются повернутыми или когда уменьшается их яркость и четкость.

В этих случаях, как это было показано в исследовании П. Б. Шошина, значительно увеличивается латентный период опознания объек­тов. Конечно, изменение условий восприятия влияет и на нормально развитых детей, но количественные различия этих изменений чрезвычайно велики.

Так, при повороте объекта на 45° время, необходимое для опознания изоб­ражения, увеличивается у нормально развивающихся 8-летних школьников на 2,2 %, а у их сверстников с задержкой психического развития на 31 %; при уменьшении яркости и четкости изображения – соответственно на 12 и 47 %. Следовательно, влияние разных осложняющих факторов на восприятие млад­ших школьников с задержкой психического развития оказывается в несколько раз более выраженным, чем у их нормально развивающихся сверстников.

Эти исследования дали основание для вывода, что многие даже хорошо знакомые объекты окружения могут не восприниматься ребенком с задержкой психиче­ского развития, когда они видны в непривычном ракурсе, плохо освещены или значительно удалены. Причем у нормально развивающегося ребенка такие же условия не вызывают сколько-нибудь значительных затруднений восприятия.

С возрастом восприятие детей с задержкой психического развития совер­шенствуется, особенно значительно улучшаются показатели времени реакции, отражающие скорость восприятия. По данным Л. И. Переслени, динамики времени реакции выбора на тактильные сигналы у детей с задержкой психического развития с 8 до 13 лет свидетельствует о постепенном приближении скорости их восприятия к наблю­даемой у нормально развивающихся сверстников.

Время реакции выбора у 8- летних школьников с задержкой психического развития составляет 477 мс, что на 64 мс больше, чем у нормально развивающихся детей, а в 13 –14 лет – 320 мс, что всего на 22 мс больше, чем у нормально развивающихся. Отметим, что время реакции выбора умственно отсталых детей в тех же условиях значитель­но больше и превышает показатели нормально развивающихся в 8-летнем воз­расте на 133 мс, а в 13– 14 лет – на 137 мс.

Значительное увеличение времени реакции выбора, основанной на опо­знании стимула, по сравнению с временем простой реакции, которая возникает уже при обнаружении сигнала, свидетельствует о том, что замедленность вос­приятия у детей с задержкой психического развития связана с более медлен­ной, чем у нормально развивающихся детей, переработкой информации (т.е. с более медленно протекающей аналитико-синтетической деятельностью на уровне вторичных и третичных зон коры).

Это прямо утверждается исследова­ниями, проведенными Л. И. Переслени и М. Н. Фишман. Используя метод реги­страции вызванных потенциалов, они установили, что время прохождения воз­буждения от периферических рецепторов до проекционной зоны коры у детей с задержкой психического развития такое же, как и у нормально развивающихся.

Следует думать, что на замедление переработки информации в процессе восприятия влияют также такие факторы, как недостатки ориентировочной дея­тельности, низкая скорость осуществления перцептивных операций и недоста­точная сформированность образов-представлений – их нечеткость и неполно­та. Бедность и недостаточная дифференцированность зрительных образов- представлений у детей с задержкой психического развития младшего и средне­го школьного возраста установлены в исследовании С. К. Сиволапова.

Исследователи отмечают также зависимость восприятия от уровня внима­ния. В разной мере выраженное влияние нескольких перечисленных факторов на процесс восприятия ведет к большой вариабельности показателей его эф­фективности, в частности разброса времени реакций у детей с задержкой пси­хического развития.

При этом сопоставление времени реакций с успешностью обучения школьников показывает, что большая замедленность восприятия ха­рактерна для детей с более выраженной задержкой развития. Недостатки зрительного и слухового восприятия у детей, относимых нами к задержке психического развития, отмечаются и зарубежными авторами.

Рассмотренные недостатки восприятия могут преодолеваться путем специ­альных коррекционных занятий, которые должны включать развитие ориенти­ровочной деятельности, формирование перцептивных операций, активное оре­чевление процесса восприятия и осмысление образов.

С возрастом восприятие детей с задержкой психического развития совер­шенствуется, и это проявляется как в качественных его характеристиках, преж­де всего в полноте восприятия объектов, так и в количественных показателях, к которым относится скорость восприятия, динамика которой в пределах от 8 до 13 лет прослежена Л. И. Переслени и П. Б. Шошиным. Однако эти иссле­дования не дают достаточных оснований для того, чтобы считать возможным полное достижение к концу школьного обучения показателей, которые соответ­ствовали бы нормальному развитию.

Вместе с тем несомненно, в процессе обучения и развития у детей рассматриваемой категории формируются и совершенствуются перцептивные операции, целенаправленное восприятие (наблюдение), развиваются образы- представления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)